0

Назад
На главную
Далее
     Русские христианские легенды не столь известны, как другие жанры народной прозы: сказки, исторические легенды и предания, суеверные рассказы и былички. В русских христианских легендах явно проступает мифотворческое начало, в них отразились народное понимание православия и отголоски древних верований, соединились евангельские заповеди и славянские традиции. (Подробнее об этом жанре см.: Макеев С.Л. Черты русского бытового православия в народных христианских легендах.(Христианство и культура. М., 2001.)
     В этом сборнике представлены не только литературные пересказы фольклорных легенд. Некоторые из них были только упомянуты собирателями, другие созданы автором из различных вариантов и мотивов.

ЛЕГЕНДЫ СВЯТОЙ РУСИ

* * *

Ангел
Молитва
Легкой судьбы не бывает
Крестовый брат
Милостыня
Плата за ночлег
Заступница
Запретная дверь
Проданная жена
Николай-чудотворец
Илья-пророк и Никола
Последний выстрел
Касьянов день
Чудо о Петре и Февронии
Божьи работницы
Прасковья-повитуха
Чудесный звон
Премудрый Соломон
Святое место
Подземная церковь
Храм на острове
Монах и бес
Как священник изгнал нечистых
Монастырские грибы
Мудрый странник
В богатстве правды нет
Гордый барин
Ласточки и воробьи
Отчего дрожит осина
Нарушенный запрет
Людям в назидание
Откуда взялись кривые дороги

* * *


Ангел

0

Однажды послал Бог на землю ангела, чтобы вынуть душу из одной доброй христианки. Слетел ангел на землю и видит: эта самая женщина только что родила двойню! Ангелу жалко стало двух младенцев, не вынул он души из матери и полетел обратно к Богу пустой.

«Почему ты не исполнил моего повеления?» – спрашивает его Господь.

Ангел отвечает: «У той бабы, Господи, два ребетенка народилося. Чем же они станут питаться?»

Бог указал ему на тяжелый камень и приказал:

«Ну-ка, отвали его. Что видишь под камнем?»

«Двух червяков», – говорит ангел.

«Кто питает этих червяков, тот пропитал бы и двух младенцев, - сказал Господь. – А ты за ослушание ступай на три года жить среди людей.»

Отнял Бог у ангела крылья и спустил его на землю.

Нанялся ангел в батраки к попу. Живет у него некоторое время, работу свою исполняет как следует. Раз посылает его поп куда-то с поручением. Идет батрак мимо церкви, остановился. Вдруг видят люди, что поповский работник хватает с земли камни и давай в церковь кидать. Да все норовит в крест попасть. Принялись его ругать, а он не унимается. Тогда мужики налетели на работника и крепко намяли ему бока.

В другой раз шел батрак мимо кабака. Вдруг видят люди, что поповский работник остановился и давай на кабак молиться, кресты да поклоны класть. «Мало бьют этаких болванов!» – рассердились мужики и опять поколотили парня.

Как-то увидал батрак нищего и стал ругать его попрошайкой. Услыхали то люди прохожие и пошли к попу с жалобой. Говорят: «Твой работник дурит, над святынею насмехается, над убогим издевается.»

«Ты зачем в святую церковь каменья бросал?» – спрашивает поп.

«Увидел я, что над вашей церковью нечистая сила так и вьется, так и лепится на крест. Видно, много грехов нераскаянных на твоих прихожанах. Вот я и стал нечисть камнями сшибать.»

«А пошто на кабак молился?»

«Не на кабак я молился. А молился я о душах заблудших тех людей, которые в кабаке сидят, пьют-гуляют, о смертном часе не думают.»

«А за что нищего убогого бранил?»

«Он притворяется убогим. У него уже и денег много спрятано, а все ходит по миру, у настоящих нищих хлеб отнимает.»

Тут поп задумался: «Кого же это Бог мне в работники послал?»

Отслужил батрак три года. Поп дает ему деньги, а работник не берет. «Вместо денег ты проводи меня», – говорит.

Вышли поп и работник за околицу села, поднялись на высокую гору. Тут вернул Господь ослушнику его ангельский чин, и выросли у него крылья за спиной. Взмахнул ангел крыльями, поднялся над землей и улетел на небо. Тут только узнал поп, кто служил у него целых три года.


* * *



Молитва

0

Один купец часто ездил по делам и всегда останавливался ночевать у одного мужика. Доверял ему, не боялся при нем открывать шкатулку с деньгами, считать выручку.

Но однажды мужик с сыновьями соблазнились и надумали убить и ограбить купца. Купец в ту пору проснулся, понял, что они задумали. И попросил: «Дайте мне хоть малое время Богу помолиться, в грехах раскаяться!» Душегубы согласились.

Купец встал на колени пред образами и стал молиться. Первым делом возблагодарил Бога за все хорошее, что было у него в жизни. Потом слезно просил прощения за все дурное, что он сотворил.

Вдруг – стук в окошко. И голос: «Эй, хозяин, мы за тобой приехали. Собирайся поскорей!» Злодеи задрожали – откуда товарищи купца взялись? Стали просить купца остаться ночевать, уверяли, что хотели в шутку попугать гостя. Но купец не остался, взял шкатулку и вышел вон.

На дворе оглянулся – ан нет никого. Понял купец, что дошла до Бога его молитва. Поблагодарил Господа и убрался подобру-поздорову.


* * *


Легкой судьбы не бывает

Ходили однажды по нашей грешной земле сам Господь Бог с сыном своим Иисусом Христом, одетые в рубища, точно нищие.

Попался им навстречу пьяный парень. Господь Бог спрашивает у него, как пройти в ближайшую деревню и у кого бы на ночлег остановится. А парень их выругал и сказал: «Убирайтесь, оборванцы, еще каждому нищему показывай да отвечай!»

Пошли дальше. Навстречу им красивая девица. И у нее Господь спрашивает то же. Она им ласково отвечала, дорогу указала, на ночлег определила. Пожелала всего доброго и пошла своей дорогой.

Вот Христос и спрашивает у Господа Бога: «Чем наградишь ты добрую девицу? Какая судьба ее ожидает?» Отвечает Господь Бог: «Этот парень, пьяница и грубиян, будет ее мужем. Ей придется много зла от него претерпеть.» Христос говорит: «Неужто всю жизнь ей мучиться?» Отец Небесный объясняет: «Нет, за ее страдания через два года замужества пресеку его век. Она выйдет замуж за человека доброго, достаточного и проживет с ним в любви и согласии всю жизнь».


* * *


Крестовый брат

Один вдовец надумал на старости лет жениться и взял за себя молодую жонку. Не знал, не гадал, что нравом она зла и сварлива, вот и сократила мужику век – скоро он преставился.

У него остался сын, паренек добрый и богобоязненный. Много ему пришлось перенесть от мачехи!

Однажды в светлое Христово Воскресенье сын пошел в церковь, набрал с собой крашеных яичек – с нищими христосоваться. Окончилась служба, похристосовался паренек с нищей братией, все яички раздарил. Видит, не хватило крашенки для одного нищего. Паренек и говорит: «Пойдем ко мне домой, разговеемся».

Пришли, сели за стол, откушали. Вдруг входит мачеха, и ну ругаться: «Ты пошто такого грязного в дом привел? Пошли вон оба!»

Делать нечего, вышли из дома. Нищий и говорит: «Давай крестами меняться, будь мне брат крестовый!» Паренек смотрит, а на нем крест как жар горит. Поменялись крестами, и нищий приглашает: «Приходи ко мне во вторник на святой неделе. Найти меня просто, скажи только: благослови, Господи! – ноги сами приведут».

Вот во вторник на Святой паренек говорит мачехе: «Пойду того нищего проведаю. Дай мне хлеба на дорогу». Мачеха отвечает: «Тьфу! Нашел с кем дружбу водить! Иди, хоть совсем не возвращайся!» И бросила ему под ноги сухую корку хлеба. Паренек поднял, а хлеб превратился в камень. «Спасибо и на этом», - сказал он, поклонился и вышел.

За околицей паренек молвил: «Благослови, Господи!» - и пошел. И сам не заметил, как ноги привели его к деревеньке, а возле одной чистой избы его крестовый брат встречает и низко кланяется. Ведет гостя в свою избу. Снаружи вроде мала избушка, а внутри – что за чудо! – нет конца комнатам и залам. Тут признал паренек в хозяине – самого Иисуса Христа.

Вошли они в большую залу – конца и краю не видно, там висит великое множество лампадок. Одни ярко горят, другие чуть теплятся. Спаситель говорит: «Это сгорают жизни людей. Посмотри на эти две лампадки: вот твоя жизнь, а эта – твоей мачехи... Побудь здесь один, мне отлучиться надо». И вышел из залы.

Паренек заглянул в лампадки: его-то полнехонька, а в другой масла на донышке, вот-вот погаснет. «Ах ты, беда какая! – пожалел он мачеху. - Как бы масла ей прибавить?» А лампадки так устроены, что отлить нельзя. Тогда он по-другому приспособился: стал палец в свою лампадку макать и по капле к мачехе переносить.

Но вскоре Христос вернулся, спрашивает: «Что ты, братец, делаешь?» Паренек смутился, отвечает: «Фитилек поправил». Спаситель только головой покачал: «Оставь, ей уж не поможешь».

Долго ходили они по залам и комнатам. Христос открыл окошко на восход, показывает: «Смотри, что ждет после смерти праведников». Перенек заглянул и увидел: чудесный сад, красоты неизреченной, в нем птицы поют, животные гуляют и люди тут же – светлые ликом, точно сошедшие с иконы. «А теперь сюда посмотри», - приглашает Спаситель и отворяет окно на закат. Выглянул паренек и увидел преисподню – там в огне и кипящей смоле мучаются грешники.

Вдруг в одном котле со смолою он заметил свою мачеху и обмер. «Помилуй ее, Господи!» - взмолился он. «Что ж, воля твоя, - отвечает Христос. – Ступай в огород, нарви колючей травы, что под забором растет, и свей длинную веревку».

Паренек нарвал травы, начал плесть веревку, а трава колется, все руки в кровь изранил. Свил-таки веревку. Опустил ее в самый ад, кричит мачехе: «Обвяжись веревкой, я тебя подниму!» Она обвязалась, начал паренек ее тянуть наверх. Совсем было вытащил, уже голова в окне показалась. И тут мачеха как закричит: «Ах, чтоб тебя! Чуть не удавил, проклятый!» Веревка разом оборвалась, и грешница полетела опять в смолу кипящую. «Даже теперь не смогла воздержать своего сердца, - молвил Христос, - гореть ей в аду веки вечные».

Провожая гостя домой, Иисус сказал: «Что видел, про то никому не сказывай. Храни тебя Бог!»

Вернулся молодец домой, а изба пуста. Ему показалось, что один день провел он у брата крестового, а на самом деле минуло три года. Без него и мачеху похоронили.


* * *


Милостыня

Ходил Христос по нашей земле в худой нищенской одеже, испытывал людей в добре и зле. Зашел на мельницу, попросил у мельника милостыню. Мельник на него напустился: «Ступай прочь! Много вас таскается, всех не накормишь!» Так ничего и не дал.

На ту пору мужичок привез на мельницу смолоть мешок ржи, увидал нищего и сжалился. «Подставляй, - говорит, - свою суму, я тебе отсыплю». И стал сыпать рожь из своего мешка в ветхую торбу. Четверть мешка отсыпал, спрашивает: «Довольно? Или еще прибавить?» «Коли будет ваша милость!» – отвечает нищий. Мужичок еще четверть мешка отсыпал, а нищенская сума словно без дна.

Наконец нищий поблагодарил щедрого мужика и ушел. А у крестьянина не больше четверти мешка ржи осталось. Мельник над ним смеется: «Ну и дурак! Сколько ржи отдал, да еще мне за помол причитается, сколько же тебе-то достанется?»

Начал молоть - что за диво! Мука все сыпется да сыпется. Добрый крестьянин все мешки наполнил, не знал, куда и собирать!


* * *


Плата за ночлег

0

Шел Христос с апостолами, будто странники, через одну деревню. Время было позднее, попросились ночевать у богатого мужика. А хозяин им говорит: «Много вас, попрошаек, таскается! Лучше бы работать шли». Христос отвечает: «Мы на работу идем, да застала нас ночь в пути. Мы за ночлег вам отработаем». Хозяин согласился: «Ну, коли так, идите спать в сарай». Не накормил, не напоил, а наутро рано разбудил: «Идите молотить».

Христос говорит хозяйским сыновьям: «Мы по-своему молотить будем, а вы нам не мешайте». И стал он с апостолами не по одному снопу в ряд класть, а помногу. Половину всего урожая сложили на току. «Да вы совсем молотить не умеете!» – ругаются хозяйские сыновья. А Спаситель отвечает: «Так делают в нашей стороне, работа лучше спорится». Вдруг вспыхнули снопы ярким пламенем. Хозяйские сыновья ну кричать да браниться: «Весь хлеб погубили, бездельники!» Но солома быстро прогорела, налетел ветер и развеял пепел, остались кучи зерна – крупного, чистого, золотистого.

Сыновья прибежали к отцу, все ему рассказали. «Не может такого быть, от огня зерно пропадет!» – не поверил он. Сам побежал на ток, убедился. Стал упрашивать странников: «Пособите нам еще денек!» Христос ему отвечает: «Некогда. За ночлег расплатились, прощай». А сыновья отцу говорят: «Пусть идут. Мы теперь сами знаем, как молотить надо».

Ушли странники. А мужик с сыновьями – на ток. Навалили снопов и подожгли. Огонь разом охватил хлеб, перекинулось пламя на постройки, на дом – все хозяйство сгорело дотла!


* * *


Заступница

0

Жил в старые годы злодей-разбойник Кудеяр. Во главе шайки лихих людей он немало черных дел сотворил. Про него и песню сложили:

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Сколь за ним не охотились, никому он в руки не давался, словно нечистый дух его хранил. До сих пор люди указывают глухие места, где будто бы скрывался Кудеяр и где зарыты его клады. Но никто не смог добыть Кудеяровых сокровищ, потому что они заговоренные.

Однажды Кудеяр обосновался в дремучем лесу на берегу Десны-реки. А на краю того леса жил степенный мужик-крестьянин. Все в округе его уважали, так как вел он себя по-Божески. И была у него красавица дочь.

Увидел ее как-то раз Кудеяр, и полюбилась она ему. Стал он к ней подкатываться и так и эдак. Но девка была не из таковских, чтобы прельститься разбойником, хоть он и сулил ей золотые горы. Видит Кудеяр, что не на ту напал, и решил силком похитить красавицу.

Присмотрел он пору-времечко, когда отец с матерью уехали со двора, а девица осталась дома одна. Сидела она при свече у окошка, глядь – Кудеяр идет. Она тотчас дверь на засов и сидит ни жива, ни мертва. А разбойник уж в дверь стучит. «Что тебе надо?» – спрашивает девица. «Тебя мне и надобно, - отвечает злодей. – Долго я этого времени дожидал!» «Ступай откуда пришел, разбойник этакой!» – отвечает девка.

«Ах ты рыло воротишь – тогда силою заставлю полюбить!» – закричал атаман и стал дверь ломать. Девка сама не своя, схватила икону Пресвятой Богоматери, что в переднем углу стояла, да с нею в окно выпрыгнула. Тут Кудеяр дверь вышиб, взошел в избу, глядит – нет никого, окно распахнуто, а девица к реке бежит.

Припустился он за нею, вот-вот догонит. Добежала девица до крутого берега и взмолилась: «Матушка Пресвятая Богородица, спаси и помилуй! Не я тому виной – пропадаю от злого человека!» Сказала – и бросилась в Десну. Но река в тот же миг в этом месте изогнулась, излучину сделала, так что девка, не замочившись, на другом берегу оказалась.

А Кудеяра-атамана река новым руслом накрыла, и становище его, и всех разбойников утопила.


* * *


Запретная дверь

Жил в одной деревне бедный крестьянин-вдовец. До того обеднел, что детей накормить нечем. «Кажись, старшую дочь продал бы, да кому надобно?» – подумал он.

Вдруг дверь отворилсь, и входит в избу сама Богородица. «Здравствуй, мужичок! Дочь надумал продавать? Вот тебе деньги, отпусти ее со мной». Взял мужик деньги, отпустил дочь.

Пресвятая Богородица привела девочку в высокие хоромы и говорит: «Оставайся здесь, живи с миром. Если соскучишься, вот тебе ключ, отопри эту дверь и ступай погулять». Богоматерь ушла, а девочка вскоре отворила ту дверь и вошла в большой сад. Каких только цветов и деревьев там не было! Целый месяц не могла насмотреться, не могла нагуляться.

В другой раз Богородица дала девочке другой ключ и сказала: «Будет скучно, - отопри вон ту дверь и полюбуйся на Божьи создания». Она ушла, а девочка вскоре отворила другую дверь и увидела там множество разных птиц, точно со всего света собранных. Век бы глядела - не нагляделась, век бы слушала – не наслушалась.

Опять прошло много времени, и дает ей Пречистая Дева третий ключ: «Будет скучно – войди в эту дверь, полюбуйся на Божьи творения». Девочка открыла третью дверь и увидела там многое множество разных зверей, все ласковые да красивые. Стала девочка играть с ними, не могла наиграться.

Поняла девочка, что все три двери выходят в райский сад.

После этого Богородица отдала ей все ключи и сказала: «Позволяю тебе везде ходить, где хочешь, только туда не ходи, где медный замок на двери висит».

Девочка ходила-ходила, все осмотрела и подумала: «А что там, за дверью с медным замком? Дай хоть немножко загляну». И только чуть отворила дверь, как оттуда пыхнуло огнем и послышались стоны многих людей. Девочка сразу захлопнула дверь и заперла на медный замок.

Вернулась Пресвятая Богородица, спросил: «Где была, что слыхала?» Девочка отвечает: «Нигде не была, ничего не слыхала». Много раз допытывалась Богородица, но девочка твердила свое: мол, ничего не видала и не слыхала.

Тут Пречистая Дева уронила слезу жемчужную и молвила: «Коли ты ничего не слыхала и сказать не хочешь, то быть посему». И в тот же миг девочка стала глухой и немой. Богородица привела ее на дорогу, ведущую к дому, указала куда идти и исчезла.

Пошла девочка лесом, притомилась и села отдохнуть. На ту пору охотился в этом лесу царский сын, увидел девочку и залюбовался ею. Стал расспрашивать, кто она и как сюда попала. Но девочка в ответ ни словечка не промолвила. Тогда царевич велел своим людям взять ее во дворец.

Там она жила несколько лет, выросла и сделалась первой красавицей. Полюбил ее царевич и захотел на ней жениться. Попросил родительского благословения, но царь с царицей говорят: «Что за охота жениться на глухонемой? Посватайся лучше к царевне или королевне». Но царевич просил неотступно, и родители согласились.

Веселым пирком да за свадебку, и стали молодые жить в любви и согласии. Ровно через год молодая родила сына. Однажды ночью ей явилась Пресвятая Богородица и спросила: «Признайся, что видала, что слыхала за дверью с медным замком?» Молодая мать развела руками: мол, ничего. «Ничего? – Богородица уронила слезу жемчужную и сказала: - Что ж, быть посему».

Молодые проснулись наутро, а ребенка нет. Искали-искали, думали-думали – ничего не нашли и не придумали. А тут царь с царицей и боярами стали наговаривать царевичу, что жена его – злая ведьма, сама извела свое дитя. У царевича от горя разум помутился и он поверил. Царь приказал казнить молодую жену жестокой казнью.

Привели несчастную на плаху, уже топор палач навострил. Вдруг явилась всему честному народу Пресвятая Богородица с дитем на руках. Тут молодая раскаялась и зарыдала. Богородица вернула ей речь, и царевна призналась что видела ад, слышала стоны грешников.

Богородица тотчас вернула ей и слух, отдала ребенка и исчезла. Царевич с женой стали жить да поживать, а после смерти отца сделались царем и царицей. Новый царь правил народом долго и справедливо, а царица всегда имела к людям милосердие.


* * *


Проданная жена

Один мужик-пьяница до того упился вином, что совсем разум и совесть потерял. Раз пришел в кабак, а денег нет и продать нечего. «Кажись, жену бы продал!» - сказал сдуру.

Откуда ни возьмись – господин весь в черном, в высокой шляпе. «Покупаю, - говорит. – Укажу тебе место, где зарыт клад. Приходи сегодня, как стемнеет, к старой мельнице и жену приводи».

В указанный час пьяница говорит жене: «В одном месте клад зарыт, пойдем со мной, одному мне не справиться». Жена послушалась, пошла. Была она женщина смиренная, набожная. Жалко стало мужу жены, да уж на попятный не пойдешь.

На пути у них была церковь. Жена попросила: «Хочу помолиться, а ты обожди меня маленько». Муж согласился.

Жена вошла в храм, опустилась на колени перед образом Пресвятой Богородицы, молилась и плакала. Сжалилась над ней Пречистая Дева, навела на женщину крепкий сон, сошла с иконы, накинула на себя ее платок, лицо закрыла и пошла вместо нее. Муж и не заметил подмены.

Пришли к старой мельнице. Вдруг поднялась страшная буря: лес так и ломит. Выходит к ним давешний господин. «Вот, привел», - говорит пьяница. Тут черный господин протянул руку, сорвал платок – и отпрянул. «Ты не жену свою привел, а мать Иисуса Христа!» - заревел он. Хотел наброситься на него, но Богородица заслонила мужика платком, и нечистого отбросило на десять саженей прочь. Тогда он на Богоматерь налетел, но она осенила его благодатью. Тут земля под ним разверзлась, и дух злобы провалился в преисподню. А Пресвятая Богородица словно растаяла в воздухе, только платок остался лежать на земле. Мужик подобрал его и побежал в церковь.

Он упал на колени перед святым образом рядом с женой. Женщина проснулась, и они вместе воротились домой. Так и не узнала жена, как муж продал ее нечистому, а Богородица спасла обоих.

Мужик с той поры переменился: вина в рот не брал, жил с женою ладно и до конца своих дней грехи замаливал.


* * *


Николай-чудотворец

Жил в одной деревне бедный мужичок. Пошел он как-то раз к богатому соседу муки занять, чтобы хлеба испечь, семью накормить. Сосед ему говорит: «А в заклад что дашь?» Бедняк отвечает: «У меня и нет ничего, только икона Николая Чудотворца». «Неси икону, - согласился богач. – Но знай: не вернешь муку в срок, я ее топором изрублю или по реке пущу».

Пришло время возвращать долг, а у мужика как не было ничего, так и нет. Пожалел икону Николая Чудотворца другой сосед, молодой парень. Пошел к богачу, отдал последнюю муку, что была у него в доме, выкупил икону. Принес ее домой, поставил на божницу. И задумался: что пить-есть самому?

Была у него плохонькая лошаденка, и надумал он на ней извозом заниматься. Снарядился и поехал.

Старичок идет путем-дорожкой. Просит: «Посади меня, молодец!» Парень отвечает: «Садись, да лошаденка больно плоха, не знаю, сколько провезет». Старичок улыбается: «Не повезет, так пешком пойдем».

Ладно, поехали. Лошадь идет да идет. Потом трусцой побежала, потом вскачь пошла – ну и ну! Остановились ночевать на постоялом дворе. Лошади и корму не давали, а она сыта, наутро опять прытко бежит.

Приехали в город, а там беда. Рассказали им люди, что царевна обмерла: неживая, а Богу душу отдать не может, потому что в нее нечистая сила вселилась. Стоит гроб с царевной в церкви, а по ночам покойница встает из гроба и беснуется. А если кто есть в церкви, тех наутро находят задушенными. Царь дает по сто рублей желающим читать над гробом молитвы по ночам, но охотников больше не стало.

Парень говорит старцу: «Дедушко, может мне попытать счастья?» Спутник ему отвечает: «Соглашайся. Возьми только мой посох, очерти им круг, встань посередине и читай молитвы. В полночь встанет царевна из гроба, а с нею вся нечистая сила повылезет, будут они в круг кидаться, но ты глаз не подымай, молись да крепись!»

Вечером привели парня в церковь и заперли за ним дверь. Он очертил посохом круг, как старец научил, и начал читать молитвы. В полночь царевна встала из гроба, а с нею черти рогатые, ведьмы косматые. Прыгают вокруг парня, зубами скрипят, но не могут в круг войти. И всю-то ночь они так бесновались, но пропел петух, и царевна упала в гроб и затихла, будто мертвая. Утром отворили церковь и подивились, что парень жив остался.

И на другую ночь пошел парень отпевать царевну. «Теперь потруднее будет, - напутствовал его старичок. – Но ты молись да крепись». Так и было, как он предсказал: пуще прежнего нечисть бесновалась.

А на третью ночь нечистая сила изнемогать стала. Парень читает молитвы, а царевна за ним повторять начала. И как только она произнесла имя Божье, сгинула нечисть. Перень и царевна уже вместе молились со слезами на глазах. И когда пропел петух, царевна окончательно ожила и очистилась. «Что со мной было?» – спрашивает. Парень рассказал ей, что знал. Тогда она взяла его за руку и сказала: «Тебе я обязана жизнью и бессмертием души. Будь же моим супругом!»

Наутро отворили церковь, удивились несказанно, повели обоих к царю. Тот возрадовался и приказал в тот же день обвенчать молодых, а жениху в приданое отписал половину царства.

Старец благословил молодых, забрал свой посошок. Жених с невестой уговаривали его погостить, но тот отказался: «Нет, детушки, у меня работы много – надо и другим добрым людям помогать».


* * *


Илья-пророк и Никола

Жил-был один крестьянин. Николин день он всегда праздновал, а в Ильин, бывало, и работал. Николе-угоднику и молебен заказывал, а Илье-пророку и свечки не ставил.

Как-то раз идут Илья-пророк с Николой мимо поля этого мужика. Всходы на нем такие славные, что душа радуется. «Добрый будет урожай! – говорит Никола. – Да и мужик-то, право, хороший, набожный. Бога помнит и святых почитает. Заслужил достаток!» А Илья отвечает: «Это мы еще посмотрим, много ли достанется! Как спалю я молнией, повыбью градом, так будет помнить Ильин день».

Никола-угодник тотчас к мужику: «Продай, - говорит, - ильинскому попу весь свой хлеб на корню, а то ничего тебе не достанется». Мужик послушался, бросился к попу: «Не купишь ли, батюшка, мой хлеб на корню? Задешево отдам». Поторговались, сговорились. Мужик получил деньги и пошел домой.

А через малое время наползла грозная туча, ливень и град обрушились на поле мужика, весь хлеб как косой срезало, ни былинки не осталось.

Опять идут мимо Илья-пророк с Николою. Илья и говорит: «Посмотри, каково разорил я мужиково поле!» И Никола смеется: «Нет, брат! Это урожай ильинского попа: мужик – с неделю будет – как продал его на корню и деньги получил». Илья нахмурился и говорит: «Раз так, я поправлю ниву, будет вдвое лучше прежнего».

Никола-угодник опять к мужику: «Беги к попу, выкупай поле обратно, в убытке не останешься». Мужик послушался, прибежал к попу и говорит: «Горе-то какое у вас, батюшка! Поле градом выбило, хоть шаром покати! Так и быть, разделим убыток пополам: я забираю поле, а вам на бедность вот половина денег». Поп и тому обрадовался, ударили по рукам.

А Илья тем временем принялся за работу, и – откуда что взялось – стало поле оживать. От старых корней поднялись свежие побеги, и уродился хлеб на диво: высокий да частый, колос зерном наполнился так, что к земле клонится. Много мужик навязал снопов, устал возить с поля.

Идут опять мимо Илья-пророк с Николою. «Посмотри, Никола, какая благодать! Вот уж наградил я попа, вовек не забудет». Никола снова смеется: «Благодать-то велика, да ведь поле это – мужиково, он выкупил его за полцены». «Э, брат Никола! – догадался Илья-пророк. – Это все ты мужику своему пересказываешь. Ну будет же он меня помнить». Тут Никола встревожился, спрашивает: «А что ты ему сделаешь?» «А что сделаю, того тебе не скажу», - отвечает Илья.

«Вот беда так беда!» – думает Николай-угодник. И снова к мужику с советом, учит: сделай так-то и так-то…

На другой день идут Илья-пророк и Никола-угодник по дороге под видом странников. Навстречу им тот мужик, несет две свечи – одну большую рублевую, другую маленькую копеечную. «Куда, мужичок, путь держишь?» – спрашивает его Никола-угодник. «Да вот иду свечку большую поставить Илье-пророку, уж такой он ко мне милостивый! Градом поле повыбило, так он, батюшка, постарался, да вдвое лучше прежнего дал урожай». Илья довольный, так и светится, спрашивает в свою очередь: «А копеечная-то свечка на что?» «Ну, эта Николе!» – сказал мужичок и пошел дальше.

На том дело и кончилось, смиловался Илья-пророк, перестал мужику бедою грозить. А мужик с той поры одинаково почитает Ильин день и Николин.


* * *


Последний выстрел

Последний выстрел

Жил в наших краях охотник, ходил с ружьем по лесам, дичь промышлял. Один раз пришел он на озеро, а в это время Илья-пророк тучу пригнал. Гром гремит, молоньи так и бьют в озеро.

Присмотрелся охотник и видит: из воды какая-то страшная голова торчит. Как только молонья сверкнет, голова под воду уходит, а потом опять всплывает.

Охотник вскинул ружье, прицелился и выпалил. Голова утонула.

Тут охотник испугался: может, человека убил? Убежал и спрятался в лесу. Вдруг прямо перед ним явился старец. Спрашивает: «Был на озере? Ты стрелял?» Охотник отнекивается. А старец ему говорит: «Да ты не бойся. Ты черта убил. Я в него громовыми стрелами метился, да не попал». Тут охотник признался, что это он стрелял. Тогда Илья-пророк сказал: «Подсобил ты мне. За это вот тебе ружье, оно бьет без промаха». Подарил ему ружье, охотник стал его рассматривать, захотел поблагодарить, - а Ильи уж нету.

С тех пор охотник всегда стрелял без промаха и добывал много зверя и птицы. Забыл, что такое нужда.

А по соседству жил барин. Про него давно говорили, что он колдун. Узнал барин о ружье, зависть его взяла. Стал он упрашивать охотника: продай да продай. Но тот отказывался.

Тогда барин предложил: «Давай на спор: стреляй в меня, если убьешь, ружье у тебя останется, если не убьешь – мое». Охотник думает: «Убью колдуна, на земле чище станет», - и согласился.

Барин залез на колокольню. «Стреляй!» – кричит. Охотник пальнул и пречо ему прострелил. А колдуну что, у него заместо крови – вода. «Не убил ты меня, - говорит барин. – Отдавай ружье». Жалко охотнику ружья, спорит: «Я же попал в тебя!»

«Ладно, - говорит барин, - выстрели в крест, попадешь ли?» Охотник тотчас вскинул ружье и выстрелил, крест с церкви сбил.

И вдруг среди ясного неба грянул гром, полыхнула молонья, и охотник в ту же минуту ослеп. А ружье исчезло, как не бывало.


* * *


Касьянов день

Однажды святой Касьян шел на пару с Николаем-чудотворцем. Смотрят, воз в грязи увяз, мужичок бьется так и этак, а лошаденка не может вытянуть. Возница просит путников: «Будьте благодетели, пособите!»

Касьян говорит Николаю: «Я в грязь не полезу, испачкаю свою ризу, как же мне в рай идти, на глаза Господу Богу показаться?»

Николай же Чудотворец, ни слова не говоря, уперся плечом, поднатужился и вытолкал воз на сухое место.

Вот пришли оба святых в рай и предстали пред светлы очи Господа Бога. «Где это ты, Никола, так извозился?» - спрашивает Бог. «Я помогал мужику воз из грязи тащить», - объясняет Николай-чудотворец. «А у тебя, Касьян, отчего риза чистая? Ты же вместе с Николой шел». Касьян отвечает: «Я боялся ризу испачкать».

Не понравилось это Богу. Понял он, что лукавит святой отец. И определил: «Быть Касьяну именинником всего раз в четыре года, а Николаю за его доброту – два раза в год».

Так и повелось: в году празднуется два Николиных дня, а Касьянов день, 29 февраля, бывает только в високосном году, через три года на четвертый.


* * *


Чудо о Петре и Февронии

Давным-давно в городе Муроме жил князь Петр. Он был еще молод, но правил мудро и справедливо.

И вот к его матери-княгине повадился летать змей. Влетев в окно, он ударялся об пол и являлся княгине в образе государя. Всю ночь напролет змей мучил княгииню, а на рассвете улетал из княжеского терема. Княгиня начала худеть и гаснуть, но когда ее расспрашивали о причине нездоровья, она молчала.

Наконец она открылась сыну, князю Петру. Петр посоветовал ей выведать у змея, от чего он умрет. Когда змей прилетел, княгиня задобрила его угощением и хмельным медом, а потом расспросила, как сын велел. Змей ответил, что его нельзя убить, кроме как мечом, который зарыт под иконостасом одной церкви в Муроме.

Наутро княгиня пересказала это Петру. Молодой князь пошел в ту церковь, отрыл меч-кладенец и стал дожидаться змея, спрятавшись в светлице матери.

В первую ночь, когда змей прилетел и оборотился государем, Петр замахнулся мечом, но не решился его опустить – лик отца его смутил. И во вторую ночь рука не поднялась на родного отца. На третью ночь, видя мучения матери, он пересилил себя и одним ударом рассек оборотня пополам. Нечистая кровь брызнула на него, а на полу извивались две половины змеиного туловища.

Так Петр избавил мать-княгиню от змея. Но сам заболел: раны покрыли его тело всюду, куда попала поганая кровь, и не заживали. Петр созывал к себе искусных лекарей, но те, как ни старались, не могли справиться с болезнью.

Тогда старая нянька рассказала князю, что в деревне Ласкове живет девица Хавронья, хорошо лечит. «В Ласкове ее все дурочкой считают, а она благочестива, все Богу молится, людей насквозь видит, все наперед знает», - рассказала нянька.

Петр поехал в Ласково к Хавронье. Девица осмотрела князя, полюбился он ей. «Вылечу тебя, - говорит, - если ты возьмешь меня в жены». Князь согласился, а сам подумал: «Неужели мне, князю Муромскому, брать за себя замуж деревенскую дурочку?» Решил обмануть лекарку. Но Хавронья разгадала его намерения, все раны залечила, а одну ранку на ноге оставила.

Князь потихоньку уехал, думая, что ловко провел девицу. Но, вернувшись домой, разболелся пуще прежнего. Делать нечего, вернулся к Хавронье, покаялся. Хавронья снова стала его лечить и исцелила окончательно. «Когда же за тобой приезжать?» – спрашивает князь. «На Петров день, - отвечает Хавронья. – Да смотри, на санях приезжай». Князь удивился: «Как же так, в этакую жару – на санях?»

Пришел Петров день, вдруг ударил мороз, повалил снег, пришлось и в самом деле ехать из Мурома в Ласково на санях. Приехал князь к невесте, посадил ее в сани, везет по деревне. А ласковские смеются: «Вон нашу дурочку князь венчаться везет!» Хавронья обернулась и молвила: «Не расти больше Ласкову!»

И правда, как стояло в Ласкове шесть дворов, так и не прибавлялось долго, пока ласковские жители не замолили свой грех перед нею.

Хавронья и мужа склонила к жизни христианской. Прожили они душа в душу много лет и тихо скончались в один день.

Тут бояре возроптали: «Нельзя хоронить деревенскую дурочку в княжеской усыпальнице». И поставили их гробы отдельно: княжеский в Муромском храме, а Хавроньин отвезли в ласковскую церковь. Но наутро нашли их стоящими рядом в Муроме. И снова их разлучали, и снова они соединялись даже после смерти. Тогда-то поняли, что Петр и Феврония Муромские - святые, и похоронили их вместе.

А в Ласкове сохранилась церковь, в которой молилась святая Феврония. Говорят, она и сейчас любит сюда приходить. Благочестивые люди видят иногда ночью огонек в церковном окне.


* * *


Божьи работницы

Божьи работницы

В старину на Руси знали только диких лесных пчел. А пасечных пчелок, Божьих работниц, принесли к нам из земли египетской святые Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. По наущению Божьему они спрятали пчелиных маток внутри тростникого посоха и пошли на Русь. Тут все пчелы в той стране поднялись тучей и полетели вслед за своими матками. Язычники, видя такой себе урон, погнались за святыми.

Бог предупредил чудотворцев о погоне и велел им бросить посох подальше от себя. Язычники их догнали, обыскали, но ничего не нашли и убрались восвояси. А Зосима и Савватий пришли невредимыми и принесли русским людям драгоценный дар.

Потому-то святых Зосиму и Савватия считают покровителями пчел и заступниками православных пчеловодов. На Зосиму, 17 апреля, ульи выносят на пасеку, а на Савватия, 27 сентября, их укрывают на зиму.


* * *


Прасковья-повитуха

В день святой мученицы Прасковьи будущие матери просят святую о легких родах и здоровых детях, потому что Параскева была знаменитой повитухой.

Однажды в пятницу, поздним вечером, прискакал за ней какой-то богатый человек, позвал принимать роды. В случае благополучного исхода обещал денег без счету. Параскева собралась, поехали. Незнакомец привез ее в какое-то глухое место, завел в баню. Смотрит Параскева: женщина лежит на лавке, стонет. Повитуха думает: господин богатый, и баба его рожает в черной бане, словно таятся они от людей. Да и сам какой-то чудной: шляпы не снимает и не крестится... Тут она поняла, что это сам Сатана! Сказано ведь в Писании: от диавола и блудницы родится Антихрист, погибель рода человеческого и главный враг Иисуса Христа.

А Сатана будто прочел ее мысли и говорит: «Смотри, Параскева, ты мне головой ответишь за моего сына!»

Но Параскева не испугалась. Наложила крестное знамение на чрево блудницы и запечатала плод внутри.

Сатана заскрипел зубами и завыл: «Ну, Параскева, настал твой смертный час! Ты отсюда не выйдешь!» И заслонил собою дверь.

Параскева и тут не растерялась, схватила две горящие лучины, сложила их крестом и, держа перед собою, пошла прямо на нечистого. Дух злобы застонал, пол под ним расступился, оттуда полыхнуло пламя, и он провалился в пекло. Параскева едва успела выскочить наружу, как баня вспыхнула и сгорела в одну минуту.

За избавление от Антихриста прославил Бог святую Прасковью. День ее памяти люди называют Параскевой-Пятницей.


* * *


Чудесный звон

Плавал святой Стефан на корабле по морю Русскому, крестил народы в православную веру, строил церкви, основывал монастыри. Был молод Стефан, не знал страха и говорил правду в глаза владыкам мира сего.

Один царь разгневался на Стефана и заточил его в темницу.

В те времена был обычай: кто оказывался в тюрьме накануне Пасхи, того отпускали на волю в день светлого Христова Воскресения. Но царь не захотел выпускать Стефана.

В воскресенье пошел царь в монастырский храм к заутрене. Пришел, а службы нет, храм заперт, словно и нет Пасхи. Игумен говорит: «Государь, надо исполнить обычай, выпустить из тюрьмы кого следует».

Вскипел гневом царь, выхватил меч и воскликнул: «Не отпущу Стефана, сам отрублю ему голову!» - и пошел прочь. Идет через монастырское кладбище, вдруг закачались кресты и могильные плиты, стон раздался из-под земли: «Сделай как Бог велит!» Рука с мечом опустилась, точно неживая. Воротился царь к храму, опустился перед игуменом на колени и обещал поступить по обычаю.

Игумен открыл храм, началась служба, запели монахи. «Христос воскресе!» - услышал и Стефан в своей темнице. И тогда по молитве святого сами собой зазвонили колокола. «Чудо свершилось!» - воскликнули все, кто был в храме.

Стефан вышел на волю и опять пустился по волнам, исполняя волю Божию.

С тех пор много веков прошло. Запустела та земля, от города и монастыря одни руины остались. Но каждый год на Пасху случайный путник слышит там колокольные звоны.


* * *


Премудрый Соломон

Господь наш после смерти сошел в ад и всех людей, мучившихся там, освободил. Вывел из аду и в рай определил. Чертей разогнал, они по углам забились.

Был в то время в аду и премудрый царь Соломон. На него Господь и не глянул. Взмолился Соломон: «Господи, а меня что не взял? И мне отсюда выбраться охота». Господь оборотился к нему и говорит: «А ты, Соломонушка, и сам хитер, и сам мудер, сам и выберешься!» Сказал так и повел наших всех в рай.

Видит Соломон, дело плохо: пожалуй, останешься в аду на веки вечные. Тут и черти обратно повылазили, хихикают, кривляются. Собрал Соломон всю свою мудрость… Ну, и надумал! Стал по аду ходить, шагами, саженями измерять, приговаривать: «Вот здесь Господь велел храм поставить, здесь – часовенку, здесь – колоколенку…» Вобщем, целый план произвел как есть.

Черти, видя это, испужалися, побежали к самому Сатане, жалуются: «Он весь ад застроит церквами, а где нам тогда жить?» Сатана и говорит: «Ну его к черту! Гоните Соломона вон, нам таких не надо!»

Соломон вышел из ада и пустился своих догонять. Обрадовался Господь, говорит: «Ай да молодец, премудрый Соломон! Не зря я на тебя понадеялся.» «Тебе спасибо, Господи, - отвечает Соломон. – Ты мне мудрость дал, ты всех нас вразумил.»


* * *


Святое место

В одной деревне крестьяне решили построить церковь. Стали место для храма выбирать. Богатеи-мужики говорят: «Давайте ближе к нашим домам строить, чтобы нам на службы ходить удобнее, чтобы колокольные звоны нас радовали». Другие крестьяне возражают: «Лучше на пригорке церковь поставить, чтобы ее отовсюду видно и слышно было». Но богачи на своем: «Мы, мол, больше всех денег на строительство даем, наше слово последнее!»

Делать нечего, начали мужики лес и камень свозить на указанное богачами место. Наутро проснулись – пусто! Начали искать пропажу и насилу нашли. Невидимая сила перенесла лес и камень на высокое место за селом.

Много раз перевозили матерьял в деревню, но та же сила снова и снова переносила на гору.

После многих попыток крестьяне поняли: это Бог место для храма указывает. И построили его на горе. Зато уж храм вышел – загляденье! Отовсюду его видно, звон колокольный на десятки верст разносится, и кажется, будто это град небесный.

Со всей округи православные стали в тот храм съезжаться. Святое место, значит.


* * *


Подземная церковь

Давным-давно в одной деревне жили такие непутевые крестьяне - все народ ленивый да гулящий. Лба не перекрестят, в церковь не зайдут. Бог терпел-терпел и наказал: однажды ушла их церковь под землю, будто не бывало.

И вскоре место это запустело, потому что бабы в той деревне перестали детей рожать, а новые люди там не селились.

Прошло много лет. Один пастушок гнал стадо и поранился, наступив на что-то острое. Посмотрел, а это верхушка креста из земли выступает. Так узнали про подземную церковь.

Нашлись охотники раскопать ее. Только не христианское усердие двигало ими; они хотели поживиться церковными богатствами. Но как только откопали главу, церковь ушла еще глубже под землю и унесла с собой землекопов.

С тех пор люди окончательно покинули эти места. Теперь уже никто и не вспомнит, где стояла когда-то церковь. Только сторожилы говорят, что в день светлого Христова Воскресения из-под земли доносится звон колоколов. Но с каждым годом он слышен все слабее и слабее.


* * *


Храм на острове

На острове Кижи стоит дивный храм, построенный без единого гвоздя. А раньше стоял такой же храм на другом месте. Вот что люди об этом рассказывают.

Когда поляков из Москвы прогнали, они шайками бродили по глухим местам, разбойничали. Однажды, в праздник Покрова Богородицы, они напали на Кижи. Паны приплыли на плоту, а вместо парусов поставили березки и спрятались за ними. Люди смотрят: что за чудо – остров к острову плывет! Меж тем плот пристал к берегу, паны выскочили и бросились на безоружных. Наши укрылись в храме, но паны ворвались туда, начали стрелять и рубить саблями. Одна стрела вонзилась в образ Спасителя, эта отметина видна до сих пор.

И тут совершилось чудо: на панов тьма опустилась, они будто ослепли и начали рубить друг друга. Кровь злодеев текла через порог храма.

После такого осквернения службы в храме прекратились, а вскоре он сгорел от удара молнии.

Через несколько лет, собравшись с силами, кижане решили вновь отстроить храм. Нарубили лесу, связали в плоты и пригнали к прежнему месту. Однако ночью плоты уплыли к другому берегу, поросшему вереском. Строители перегнали плоты обратно, однако ночью плоты снова оказались близь вересняка.

Строители начали догадываться, что это высшая воля. Осмотрели заросли вереска и нашли в кустах простреленный образ Спасителя. То был явный знак, что храм надо строить здесь. Так кижане и поступили.


* * *


Монах и бес

В одном монастыре жил монах. Однажды утром он собирался к заутрене. А в это время в его келью прошмыгнул бес, забрался в умывальник и затаился там. Но монах его заметил и перекрестил умывальник, нечитый оказался запертым внутри. Не может бес побороть силу крестного знаменья, запросил пощады: «Выпусти меня, я любую твою просьбу выполню!» Монах говорит: «Свези меня в Иерусалим к заутрене, тогда сниму крест». Бес на все согласен, лишь бы освободиться от креста. «Садись, - говорит, - на меня верхом».

Монах оседлал беса, нечистый вылетел в окно, и они понеслись по небу. Слетал монах к заутрене в Иерусалим, а к ранней обедне уже вернулся в свой монастырь. Тут он отпустил беса и пошел в храм.

«Почему не был на заутрене?» - спрашивает братия. «Был, только в Иерусалиме», - отвечает монах. И в доказательство показывает просвирку со Святой Земли.

Ну, а нечистый затаил злобу на монаха. Обратился красной девкой, стал мимо кельи ходить, то бусы на окне оставит, то ленту. Заметили это другие монахи, приступили к монаху: «Греховодник, - говорят, - от тебя только что девка вышла!» Решили изгнать монаха из монастыря.

Заплакал он и пошел к реке, что текла поблизости. Подошел, бросил в воду камень, встал на него – и поплыл, как на лодке. Увидели это братья и уверовали в его невиновность и святость. Подбежали к реке, стали прощения просить, звать его назад.

Монах с радостью вернулся, а нечистый уж больше не приступал к нему.


* * *


Как священник изгнал нечистых

В одном сельском приходе служил священник почтенных лет, всеми уважаемый пастырь.

Однажды в полночь раздался в его доме стук и гром – явились нечистые духи и требуют: «Отдай нам свою дочь!» За что такая напасть? Священник отвечает: «Приходите на следующую ночь, договоримся». Бесы ушли.

Священник припал к Господу Богу и весь день усердно молился. Господь его и вразумил: «Задай ты им задачу, с которой бесы справиться не могут».

В полночь опять шум и гам раздались в доме, явились бесы, опять требуют выдать им дочь. Священник им и говорит: «Если построите к утру Божью церковь, отдам вам единственную дочь». Бесы согласились.

Вышли на улицу, священник указал место для строительства. Начали нечистые строить церковь, рыло воротят, а работают. Наконец приобвыкли, и дело у них быстро пошло. Уже до купола церковь довели, и священник испугался, что справятся они с задачей. Побежал он к соседям, выпросил молодого петуха. Принес его за пазухой на стройку и давай щипать. Петух и запел раньше времени. Бесы тотчас провалились в преисподню, а церковь бросили недостроенной.

Так дочь осталась с отцом, нечистые больше их не беспокоили.


* * *


Монастырские грибы

В одном из дальних монастырей служил усердно Господу монах Самсоний. Его уважала монастырская братия, поломники приходили издалека, чтобы послушать его кроткого наставления.

Летом Самсоний любил ходить в лес по грибы и запасал на зиму столько, что монастырю хватало до нового сбора.

В тех местах жила добрая барыня, благочестивая женщина уже в преклонных летах. Она часто наведывалась в монастырь и оставляла щедрые пожертвования. Барыня всегда беседовала с монахом Самсонием, а летом с ним на пару ходила по грибы, до которых тоже была охотница.

Но шли годы, барыня начала хворать, уже с трудом передвигала ноги. В последний раз ее привели в монастярь под руки. «Теперь уж не сходить нам за грибами», - сказала она Самсонию. Монах пожалел добрую барыню и ответил: «Да ведь у нас грибы в этом году под самой стеной монастырской растут. Дойдем как-нибудь. Ты, матушка, ложись отдыхать, утречком отправимся по грибы». Барыня обрадовалась и уснула.

А Самсоний пошел в лес, набрал грибов, вернулся в монастырь и стал их вкапывать под монастырской стеной. Наутро он повел туда барыню. Уж так она была довольна! И уехала домой в добром расположении духа.

Но оказывается, приготовления Самсония видел игумен, суровый владыка монастыря. Он вызвал монаха и стал его укорять: «Суетой занимаешься! Кого обмануть хочешь? Лукавство твое – грех и мерзость!»

Самсоний так расстроился, что вскоре слег и после недолгой болезни, причастившись Святых Таин, тихо скончался.

Самсония похоронили, а на третий день на его могиле выросли... грибы! Их вырвали, чтобы насадить цветы, однако опять вырастали грибы. Еще больше удивились монахи тому, что теперь грибы росли в изобилии и под монастырской стеной. Кто-то попробовал дать отвар из грибов с могилы Самсония тяжело больному человеку, и тот исцелился.

Вскоре после этого преставился игумен монастыря. Перед смертью он раскаялся в том, что несправедливо обвинил монаха, и завещал братии почитать Самсония как святого.


* * *


Мудрый странник

Известно, живущие по-Божески люди видят то, что мы, грешные, не замечаем…

Шел по дороге странник. Ночь застала его близь села. Он попросился ночевать у местного крестьянина. У того крестьянина было три сына, все женатые.

Приняли странника честь-честью, посадили с собою ужинать, спать уложили тут же на лавке, а сами разошлись спать по комнатам.

Страннику что-то не спалось на этом месте. Он взглянул на стол – а там копошатся гады и черви. Не стерпел он такой срамоты, перешел потихоньку в комнату, где спал старший сын. Смотрит, а над его постелью вьется дубинка. Перешел странник в комнату, где спал средний сын. Видит, между средним сыном и его женою змей лежит и дышит на них. Странник зашел в комнату, где ночевал младший сын с женой, тут увидал куницу: она перескакивала с мужа на жену, с жены на мужа.

Странник вышел из дома и отправился в поле, лег под стог сена. Только устроился, как слышит голоса: «Ох, тяжко мне! Ах, тошно мне!» Не поспалось страннику, под утро он воротился в дом. Хозяин проснулся и спрашивает: «Где был, прохожий?»

Странник отвечал: «За ночлег и хлеб-соль я расскажу, что у тебя в доме делается. На столе у тебя я видел разный гад. Это оттого, что сели за стол не молясь, а невестки твои убирали остатки не благословясь. У старшего сына над постелью дубинка вьется. То не дубинка, а его гордые мысли: хочет он большаком быть, а братья-то его пока не признают. У среднего сына и его жены видел змия, значит, есть промеж них вражда. А у младшего видел кунку – это к счастью и достатку, живут они в согласии, на них благодать Божия. В сене у тебя на поле слышал я стон, это вот что значит: в стоге есть чужое сено, краденое, оно давит свое, свое-то и стонет».

Уходя, странник дал крестьянину такое наставленье: «Наблюдай, хозяин, за своею семьею. Старшему сыну дай больше воли и во всем ему помогай. Среднего сына с женой помири, чтобы жили по совести. Чужого не бери, у тебя своего хватает». Распростился и пошел в путь-дорогу.


* * *


В богатстве правды нет

Один плотник был добр к нищим да убогим. Что ни заработает, все им раздаст: «Нате вам Христа ради, я себе еще добуду».

Святые отцы стали просить у Господа: «Дай, Господи, плотнику богатство». А Бог все видит, все наперед знает, отвечает святым отцам: «Не ошибаетесь?» Те говорят: «Мы за него ручаемся».

Ладно. Как-то раз плотник расщепил бревно, а из него золотые монеты посыпались. Он их подобрал и сразу сделался богатым. Плотничать больше не стал, поехал в Москву, накупил товаров, открыл свою торговлю, сделался купцом. Дом себе отгрохал такой, что царю впору там жить.

Через несколько лет святые отцы решили его проведать. Под видом странников постучались в ворота, а там стоят слуги с наказом от хозяина: нищих и странников не впускать. Святые отцы прошли как-то, ведь с ними Божья сила. В хоромах слуга встречает, говорит: «Хозяин, так и быть, согласился пустить вас ночевать в хлеву, со свиньями». Святые отцы говорят: «И на том спасибо».

Переночевали и вернулись на небеси. Просят у Господа: «Господи, ошиблись мы в плотнике. Видно, в богатстве правды нет. Отыми у него все».

Через малое время проторговался купец в пух и прах. Вдобавок пожар случился, и дом его сгорел. Пришел он на пепелище и нашел только топор, пилу и долото. Подобрал и пошел опять плотничать. Снова сделался милостив к нищей братии и прожил свой век ладно, дай Бог каждому.


* * *


Гордый барин

Рассказывают, будто жил один барин, такой богатый, что червонцы сундуками мерил, а в серебряных и медных деньгах и счету не знал. Сколько у него было крестьян, земли, лесов, покосов – не перечтешь!

Бога он давно позабыл, одной нечистой силе поклонялся. Бывало, люди добрые в воскресенье в церковь идут, а у него с утра музыка гремит, гости отплясывают.

Как-то раз вздумалось ему прийти в церковь. Все православные молятся, а барин с барыней только по сторонам поглядывают и ухмыляются. Дьякон в это время прочитал из Писания: «Богатые обнищают, гордые взалкают…» Барин подскочил к дьякону и вырвал книгу из рук. «Как смеешь ты, дурень, при мне такие слова сказывать? Если еще раз произнесешь такие речи, я тебя так попотчую на конюшне, что до новых веников не забудешь!» И вычеркнул не угодные строки из Святого Писания.

Тут ударил гром, полыхнула молния. Все, кто был в церкви, повалились на пол. Прибежал староста: «Беда! Господский дом горит!» Принялись тушить, да с Богом не поспоришь, все выгорело.

Но богачу это нипочем, он построил хоромы лучше прежних. Только с того времени раздавался гром среди ясного неба всякий раз, когда священник или дьякон пропускали слова «богатые обнищают».

Однажды поехал барин с друзьями на охоту, а с ними загонщики, псари, своры собак. Сели на коней, затрубили в рога и поскакали в лес. Травили там зайцев, лисиц и волков. Вдруг видят, бежит красавец-олень. Барин помчался за ним, вот-вот нагонит. Все давно отстали, уже темнеть начало, а барин все гонится за красным зверем.

Настала черная ночь, и только тогда барин остановил коня. Затрубил он в рог, но никто не отозвался. Поехал наугад, конь еле ноги передвигает. Но вот завиднелся огонек, барин приободрился. Снова затрубил в рог, чтобы вышли к нему навстречу. Но вместо слуг из-за деревьев выскочили разбойники, один так хватил его по затылку, что барин повалился как сноп.

Очнулся в чем мать родила, привязанным к дереву. «Что ж вы, холопы, не прикроете барина!» – закричал он. Разбойники вместо этого так отстегали его плетьми, что атаман их остановил: «Бросьте его, ребята, нам он больше не нужен, а волкам пригодится на ужин».

Вот стоит барин сутки, стоит двое, внутри все огнем горит от жажды и голода, вот-вот душа с телом расстанется. А у него на уме одно: как ворочусь домой, соберу челядь и пойду душить лесных разбойников!

Недалеко пастух гнал стадо. В жаркий полдень решил он укрыться в лесу, в холодке. Смотрит, голый человек к дереву привязан, весь избитый, в крови. Пастух тотчас распутал веревки. Барин до поры молчал, а как освободился, сейчас заорал: «Ну-ка, снимай свою сермягу и подавай сюда! Барина не узнаешь? Веди меня домой, негодяй ты этакий!» Пастух только рассмеялся: «Да уж, кафтан на тебе богатый, расписной – вылитый пан!» Барин полез было драться, но пастух так отстегал его кнутом, что ему неповадно стало, припустил бежать – откуда что взялось!

Выбрался на большую дорогу и упал без сил. На его счастье шли странники на богомолье. Сжалились над ним, одели в свои лохмотья, поделились скудной едой. Барин пошел с ними, питаясь милостыней. И всю дорогу рассказывал, как отомстит обидчикам и наградит своих спутников. Странники уже свои торбы приготовили для барских денег, да не тут-то было.

Когда подошли к барским хоромам, слуги преградили путь: «Куда лезете, босяки!» Барин на них напустился: «Прочь, хамы, ваш господин идет!» Слуги ему отвечают: «Был у нас пан, да пропал». На шум вышла барыня, тоже не признала мужа, велела гнать его взашей.

Вот и вышло, как в Писании сказано: «Богатые обнищают, гордые взалкают». Что стало с барином, никто не знает, затерялся след его на земле. В церкви стали читать Писание по-прежнему, и уже не слышалось громовых ударов.


* * *


Ласточки и воробьи

Ласточек Бог любит. Когда римляне Христа прибивали ко кресту, ласточки уносили гвозди. За это Господь разрешил ласточкам лепить свои гнезда под крышами человеческих жилищ, а людям наказал не обижать ласточек, не гнать и не разорять их гнезд.

А воробьев Бог не любит. Воробьи указали, где скрывается Христос, своими криками «жив! жив!». Когда Его распинали, воробьи приносили палачам гвозди, унесенные ласточками. За это Бог навеки сковал лапки воробьев невидимой цепью. Поэтому они переступать не могут, прыгают на обеих лапках одновременно, а люди их гонят отовсюду.


* * *


Отчего дрожит осина

Иуда продал Христа за тридцать серебряников. Иисуса распяли на кресте, но он воскрес на третий день. Тут страх взял Иуду, и задумал злодей удавиться.

Бог сказал: «Ни одно дерево не смей принимать на себя Иуду-христопродавца!»

Кинулся Иуда к сосне, но сосна скинула с себя нижние ветви, по голому стволу не взобраться. Так и стоит сосна доныне, точно Богу свеча.

Кинулся Иуда к светлой березе, влез на ветку, привязал веревку с петлей, хотел повеситься. Но ветка согнулась, и скинула береза Иуду на грешную землю. Оттого у березы такие гибкие ветки: хоть узлом завяжи – все не сломятся.

Кинулся Иуда к горькой осине. Осина разумом глупешенька. Хоть и боялась ослушаться слова Божия, дрожала каждым листком, а приняла Иуду, на осине злодей повесился.

Бог сказал: «Горькая осина! За ослушание дрожать тебе навеки вечные каждым осиновым листком!»

Так и сделалось по слову Божьему.


* * *


Нарушенный запрет

По святым праздникам работать грех, а на Благовещенье, говорят, «и птица гнезда не вьет, и девица косу не заплетает».

Давным-давно кукушка ослушалась запрета и начала вить гнездо свое в Благовещенье Пресвятой Богородицы. И за это Бог ее наказал, лишил памяти. И с тех пор кукушка разучилась строить собственное жилище. Потому-то и старается подложить свое яйцо в чужие гнезда.

Другим птицам это не нравится. Однажды кукушка захотела подбросить яйцо в гнездо снегирей, но снегириха стала его выталкивать. Кукушка кликнула своего самца, снегириха – своего. Сшиблись бойцы, только пух и перья полетели. Долго бились не на жизнь, а на смерть. Снегирь все-таки одолел чужака. С тех пор у снегиря на груди – несмываемый знак победы.

А кукушка навеки осталось вдовой горемычной.


* * *


Людям в назидание

Давным-давно Луна была чистой, без единого пятнышка.

Когда Каин убил брата своего Авеля, Бог разгневался и проклял братоубийцу и весь род его. А всем людям в назидание Господь изобразил окаянное злодейство на Луне.

Если приглядеться, то и сейчас рассмотреть можно


* * *


Откуда взялись кривые дороги

Среди ангелов у Господа Бога был один гордый и лукавый дух – Сатана. Бог сотворил весь белый свет, насадил всякими растениями, населил разной живностью, а потом сотворил и человека.

Сатана же позавидовал и захотел тоже человеков сделать, чтобы они ему служили. И начал их лепить из глины и жизнь в них вдувать. Но дыхание у него смрадное, поэтому выходили не люди, а черти. Понаделал он чертей многое множество, но тут Бог заметил. Приказал Господь архангелам своим сбросить Сатану и чертей с неба.

Сатана провалился сквозь землю и там основал ад, чтобы мучить грешников. А некоторые нечистые упали в болота и сделалсь водяными. Другие упали в лес, от них пошли лешие. Третьи упали на дома – это домовые.

Сатане и в аду неймется. Захотел нечистый дух, чтобы люди его чаще поминали. Повелел он чертям прямые дороги искривить, рытвинами исковырять, кочками усеять.

С тех пор люди ездят по дорогам и на каждом ухабе поминают нечистую силу.


* * *


Назад
На главную
Далее




Написать письмо

 © 2005-2006 www.sergey-makeev.ru